You are viewing [info]thespinningone's journal

Previous Entry | Next Entry

strange tree
Довольно злая и очень хорошая статья Льва Львовича Любимова об образовании.

ВЕДОМОСТИ

Образование: Страна непрофессионалов

Те, кто скептически смотрит на перспективы модернизации в России, часто указывают на недостаток адекватного человеческого ресурса.
Читать целиком

Comments

( 24 comments — Leave a comment )
[info]calabazza wrote:
Mar. 11th, 2010 09:49 am (UTC)
Господи, как же все плохо, если статья за подписью замректора Вышки выходит сейчас, а я об этом думаю последние лет пять.

Я никогда, никогда не забуду свою стажировку в ЦСР, где мне доверили написание доклада о мировом опыте в области микрофинансирования, который потом вошел в окончательный отчет (или как оно там называлось), обсуждавшийся в СовФеде. И дело не в том, что я не могла тогда написать ничего путного - я как раз могла, но блин, если такое поручают девочке с четыремя курсами высшего образования, то, значит, больше некому!

Вот нам всем задача лет эдак через десять-пятнадцать..
[info]thespinningone wrote:
Mar. 11th, 2010 09:57 am (UTC)
я уверена, он, равно как и другие, об этом тоже думали пять лет назад и даже раньше.

у нас огромная проблема переквалификации (точнее даже, наверное - формальной переквалификации, т.к. эти самые "дипломы гособразца"-то почти у всех есть, но реальной ценности большинство из них не несёт).
[info]calabazza wrote:
Mar. 11th, 2010 10:47 am (UTC)
Думать, конечно, думали, я не сомневаюсь. Нно что в общенациональной газете такая статья появляется только сейчас, вот что меня удивляет. В 2010 году, а не в 2000.
[info]dyadya_sam wrote:
Mar. 11th, 2010 05:42 pm (UTC)
в чем проблема, если общедоступна информация, что уржумский заборостроительный институт не выпускает нормальных экономистов ? какая разница сколько они там на пипифаксе напечатают дипломов.

вы же не старшее поколение, которое мучается, что вот в их время было сложно и престижно получить диплом и они потом и кровью и т.п.. а теперь это просто бумажка
[info]builtforcomfort wrote:
Mar. 11th, 2010 10:32 am (UTC)
Для меня это уже лет 20, как является очевидным. Своей Perestrokoi они еще более усугубили положение дел. А уж когда коммерческие "вузы" повылазили, как сыпь сифилитическая, то уже окончательно стало ясно, что образованию - конец, что и видно по "экономистам" и "юристам" с коммерческими "дипломами государственного образца". Ибо цель этих "вузов", как и любой частной лавочки - получение прибыли. А вот про качество и репутацию им апологеты капитализма не рассказали - ибо зачем?
[info]thespinningone wrote:
Mar. 11th, 2010 10:37 am (UTC)
ну, я 20 лет назад ещё вряд ли умела говорить) но после окончания школы для меня это стало очевидно. хотя я не согласна, что "во всём виновата perestroika".
[info]builtforcomfort wrote:
Mar. 11th, 2010 10:41 am (UTC)
А я и не говорил, что "она во всем виновата". Всего лишь - изменила состояние дел от плохого к катастрофическому.
[info]thespinningone wrote:
Mar. 11th, 2010 10:42 am (UTC)
а, вероятно.
[info]builtforcomfort wrote:
Mar. 11th, 2010 10:46 am (UTC)
А начались-то проблемы, конечно, гораздо раньше - с хрущевских времен, когда начали откровенно гнобить научные и преподавательские кадры.
[info]calabazza wrote:
Mar. 11th, 2010 10:48 am (UTC)
Ага, а как насчет потомственной университетской профессуры, которые открывают новые платные факультеты и набирают туда людей, который читать-то толком не умеют, это как? Похуже будет коммерческих ВУЗов, имхо.
[info]builtforcomfort wrote:
Mar. 11th, 2010 11:46 am (UTC)
Да, это тоже ужасно. Но ноги этого явления растут оттуда же - из гнобления квалифицированных кадров.
[info]calabazza wrote:
Mar. 11th, 2010 11:58 am (UTC)
А в чем Вы видите связь между этими двумя явлениями?
[info]builtforcomfort wrote:
Mar. 11th, 2010 11:59 am (UTC)
В первую очередь - в отрицательном отборе.
[info]calabazza wrote:
Mar. 11th, 2010 12:10 pm (UTC)
В смысле, что из-за гнобления квалифицированных кадров лучшие в Университете не остались? Может быть. Хотя я все равно не понимаю, как люди, чьи бабушки и дедушки преподавали на том же факультете, где они сами сегодня преподают, которые во всем этом выросли, могут вот так бессовестно свой собственной дом распродавать. И ладно бы речь шла о профессии, у представителей которых был и есть выбор, где реализовываться, но профессиональному историку, кроме как на истфаке или в институте истории чего-нибудь, реализоваться негде.

Грустно, в общем, и очень противно.

Edited at 2010-03-11 12:11 pm (UTC)
[info]builtforcomfort wrote:
Mar. 11th, 2010 12:19 pm (UTC)
Ну смотрите, если некий человек неким бессовестным образом занял некую должность не благодаря своим профессиональным качествам, а исключительно по бессоветности, то как можно ожидать от него в дальнейшем высокоморальных поступков? Так что удивляться тут, увы, нечему.
[info]calabazza wrote:
Mar. 11th, 2010 12:32 pm (UTC)
Если бы все было так просто! Я знакома с людьми, которые по своим профессиональным качествам абсолютно заслуживают занимаемых должностей, у которых есть и талант, и знания, чтобы быть замечательными, ну или, по крайней мере, вполне достойными учеными. Но почему-то вместо этого они открывают какие-то непонятные новые платные отделения на факультете и набирают туда черт знает кого. Небесплатно, разумеется. Вот как так получилось, что им не стыдно? Все же читали в детстве Пушкина (т.е. про всех не знаю, но эти читали точно), как у них получается совмещать гений и злодейство?
[info]builtforcomfort wrote:
Mar. 11th, 2010 01:10 pm (UTC)
Ну как получилось... Вы посмотрите как изменялось соотношение зарплат инженеров, врачей, учителей, научных работников, других высококвалифицированных работников и зарплат рабочих, например. Скажем, с 55 по 89 годы прошлого века. Вы заметите, насколько девальвировалось образование. И представьте момент, когда людям, которым всю дорогу мощно недоплачивали, сказали, что можно брать деньги с учащихся. Но не пообещали, что будут жёстко драть за качество. Люди, они же в массе своей движутся в рамках барьеров и боятся только наказания. А если не установлена высокая планка по качеству, то оно будет неизбежно снижаться. Это объективное свойство любого процесса. Если не предусмотрена ответственность за что-то, то оно и выполняться не будет. А если даже и предусмотрена, но есть возможность "решить вопрос" за недорого, то будет то же самое. Если Сизиф не будет толкать камень в гору, он так под горой и будет валяться. Постоянно. А человек слаб, ему хочется вкусно кушать и мягко спать в теплом доме. Поэтому, если отсутствует мотивация на толкание камня в гору, то никто его толкать и не будет.
[info]calabazza wrote:
Mar. 11th, 2010 06:09 pm (UTC)
А я вот с такой постановкой вопроса не согласна. У нас на факультете все эти отделения открыли вовсе не изголодавшиеся научные сотрудники в летах, а вполне себе молодые преподаватели лет тридцати пяти, которые в 1989 году еще сидели на студенческой скамье и которых никто не принуждал оставаться в науке/образовании. А лезут в приемной комиссии распределять места люди и того моложе, которые в 1989 были еще в начальной школе. У всех этих людей нет исторической травмы, что общество их недооценивает и им недоплачивает - нет. Совести просто нет, и цинизм зашкаливает, и никакой человеческой слабостью это оправдать нельзя.

Вот был такой чудесный молодой медиевист Усков, из того же поколения. Подавал надежды, но, видимо, быстро понял, что больших перспектив нет и ушел в глянец, руководить журналом GQ. Над ним все издеваются в околоисторической среде, а по-моему, он гораздо честнее тех, кто остался в Университете и теперь его распродает по кусочкам.

[info]builtforcomfort wrote:
Mar. 11th, 2010 01:43 pm (UTC)
А за последние 20 лет ситуация еще более усугубилась. Теперь профессионала в преподаватели не зазвать. Только если он этим по приколу будет заниматься, или по зову совести. У некоторых она до сих пор имеется, как ни странно.
[info]dyadya_sam wrote:
Mar. 11th, 2010 05:45 pm (UTC)
безусловно, черни доступ к образованию нельзя давать ни за какие деньги :)
все зло только потому что.
[info]calabazza wrote:
Mar. 11th, 2010 05:54 pm (UTC)
если бы они учились, разговора бы такого не было.
[info]dyadya_sam wrote:
Mar. 11th, 2010 07:13 pm (UTC)
Смешались в кучу кони и эти, как их. Вроде бы статья о том, что система образования у нас хреновенькая. И незаметно в конце вбрасывается любовный треугольник: крестьяне, которые не любят Сахарова; бумажка у выпускников МГУ 40 лет назад и бумажка уржумского заборостроительного. Сейчас, конечно, не как 40 лет тому, когда трава была зеленая и нынешние маститые бизоны заканчивали вузы. Плохо, да. Что какбе и есть главная мысль, потому в конце.

У тебя акценты с точностью до наоборот. Сначала о том, что у нас учится

В любом случае, я посмотрел в профиле, ты мой ровесник: почему тебя так трогает эта ностальгическая статья - непонятно.
[info]calabazza wrote:
Mar. 11th, 2010 07:23 pm (UTC)
Я ровесница, если что.

Меня трогает эта статья потому что вне зависимости от мотивации ее автора она очень четко, на мой взгляд, описывает проблему всепоглощающего, воинствующего непрофессионализма в нашей стране. Крестьяне или не крестьяне (про это я, кстати, написала в отзывах к статье), а уровень студентов в МГУ, где я училась, катастрофически падает год от года, а когда поучишься/поживешь/поработаешь заграницей, тотальный непрофессионализм всех на свете у нас не заметить просто невозможно.
[info]dyadya_sam wrote:
Mar. 11th, 2010 05:39 pm (UTC)
как часто бывает, не столь интересно читать пережевывание уже всем давно известного, сколько прикидывать какая была мотивация у автора.

Лев Львович старательно делает вид, что не знает разницы между профильным образованием и профессионализмом. Это первое.

Второе. Стране, как он абсолютно верно замечает, в принципе не хватает кадров. А между строк читается чуть ли не желание вытеснить "непрофессионалов" с рынка труда. Чтобы не могли работать без нормального диплома (кто еще не понял, нормальный - это вышка, остальное дрянь). Ладно бы мы еще в Англии были. Но попробуйте в России найти 2-3 нормальных кандидата, чтобы было кого на собеседование звать. Тоже не всегда получается, какое там образование.

Давайте перемножим два и два, в общем: поток бабосов в Вышку не должен пересохнуть.
( 24 comments — Leave a comment )